Mezzo-soprano
Ksenia Vyaznikova
"The owner of a luxurious mezzo-soprano, the magnificent actress Ksenia Vyaznikova is known not only in Russia..."
muzcentrum.ru
Download Biography
Repertoire Programs
Photo

Заслуженная артистка Российской Федерации 
Солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана
Приглашенная солистка Большого театра России

I премия конкурса вокалистов им. Ф. Шуберта (1997 г.)
Дипломант конкурса имени Н.А. Римского-Корсакова (1997 г.)
II премия конкурса имени Печковского («Вокалисты в Большом», 1996 г.)
Лауреат программы «Новые имена планеты»

Музыкальное образование
Вокальный факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в 1998 г. Училась у величайших педагогов-корифеев отечественной оперной сцены, народных артисток России профессоров Нины Исаковой и Ларисы Никитиной. Уже во время обучения отметилась успешными выступлениями в ряде значимых творческих проектов (исполнение сольных партий в мессах И.С. Баха и Й. Гайдна, опере Г.Ф. Генделя «Ксеркс»).

She interned at the Vienna Academy of Music and Performing Arts.

Photo

В 2000 г. Ксения Вязникова поступила в Московский камерный музыкальный театр, где поработала свыше 5 лет, исполняя ведущие партии в 25 оперных спектаклях, среди которых Подточина («Нос» Д.Д. Шостаковича), Хивря («Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского), Дорабелла («Так поступают все» В.А. Моцарта), Корнелия («Юлий Цезарь» Г.Ф. Генделя) и другие.

В 2001 г. актриса дебютировала в спектакле театра «Геликон-опера» в опере А. Берга «Лулу» в партии Графини Гешвиц, отличающейся сложнейшим музыкальным языком, значительными вокальными трудностями и незаурядными актёрскими задачами. Далее она выступала в операх Дж. Верди «Фальстаф» и Ж. Бизе «Кармен», где проявила себя как сильная драматическая актриса, ведь режиссура Дмитрия Бертмана требовала не только высококачественных вокальных данных от артистов.

Photo

В 2003 г. Ксения Вязникова органично вливается в труппу «Геликон-оперы», становится одной из его ведущих солисток. За время работы в театре ею исполнено свыше 25 оперных партий первого положения, создана галерея трагических образов.

В Большом театре Ксения Вязникова дебютировала в 2009 г. в партии Маргрет из оперы «Воццек» А. Берга. В 2010 г. в рамках перекрестного года культуры России и Франциив в Большом театре участвовала в постановке оперы М. Равеля «Дитя и волшебство» (партии Матери, Китайской чашки, Стрекозы, Пастуха; дирижер Б. Пьонне).

На сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского спела партию Фрики в концертном исполнении оперы «Валькирия» Р. Вагнера с Российским национальным оркестром под управлением Кента Нагано. На фестивале в Московском международном доме музыки исполнила партию Адальджизы в опере В. Беллини «Норма» (совместная постановка с Нормой Фантини в роли Нормы). На музыкальном фестивале «Ruskeala Symphony» исполнила вокальный цикл «Летние ночи» Г. Берлиоза (дирижер М. Стравинский).

Photo

В 2011 г. Участница фестивалей имени Шаляпина в Казани, «Самарская весна» и Большого фестиваля Российского национального оркестра. В рамках фестиваля, приуроченного к 75-летию Р. Щедрина, приняла участие в исполнении оперы «Не только любовь» (партия Варвары). В рамках XXIV Собиновского музыкального фестиваля, проходившего в Саратовском академическом театре оперы и балета, исполнила партию Клитемнестры в премьерной постановке оперы С.И. Танеева «Орестея» (дирижер Ю. Кочнев).

В 2012 г. в Большом театре исполнила партию Аннины в опере Р. Штрауса  «Кавалер розы» (дирижер В. Синайский, режиссер С. Лаулесс), а так же партию Флоры в опере Дж. Верди «Травиата» (дирижер Л. Кампеллоне, режиссер Ф. Дзамбелла).

На сцене Парижской национальной оперы исполнила партию Фирса в премьерной постановке оперы Ф. Фенелона «Вишневый сад» (дирижер Т. Чеччерини, режиссер Г. Лаваудьян).

В 2013 г. в филармонии Баден-Бадена (Германия) состоялся сольный концерт Ксении (П. Балефф).

Photo

In 2014 she performed at the Komische Oper Berlin in Prokofiev's The Fiery Angel (the roles of the Fortune-teller and Abbess of the Convent) and B. Zimmermann's Soldiers (the role of Mother). In the Tchaikovsky Concert Hall. Participated in a concert performance of R. Strauss's opera Salome (the role of Herodias, conducted by V. Jurowski).

В 2015 г. в Концертном зале им. П.И. Чайковского в опере «Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка исполнила партию Матери (дирижер В. Юровский). В Большом театре исполнила роль Снежной Королевы в опере  С.П. Баневича «История Кая и Герды» (дирижер А. Гришаев, режиссер Д. Белянушкин).

In 2016 at the Tchaikovsky Concert Hall. She performed the role of Gonerilla in the world premiere of S.M. Slonimsky's opera King Lear (conducted by V. Jurowski).

In 2017 at the Helikon-Opera Theater she performed the role of Ulrika in the opera The Masquerade Ball by G. Verdi (conducted by S. Fermani, directed by D. Bertman).

Photo

В 2018 г. в Большом театре исполнила партию Маргрет  в опере А. Берга «Воццек» (дирижер Т. Курентзис, режиссер Д. Черняков). В театре «Геликон-Опера» исполнила партию Азучены в опере Дж. Верди «Трубадур» (дирижер О. Диас, режиссер Д. Бертман).

In 2019 at the Opéra National de Lyon, she performed the role of Princess in Tchaikovsky's opera The Enchantress (conducted by D. Rustioni, directed by A. Zholdak).

In 2020 she performed the role of Clytemnestra in R. Strauss' opera Elektra at the Klagenfurt City Theater (Austria) (conducted by N. Cartier, directed by S. Levy), and in 2021 she performed the roles of Fricka and Waltraute in R. Wagner's opera Die Walküre (conducted by N. Milton, directed by A. Stiehl).

В 2021-2022 гг. принимала участие в гала-концерте «К 155-летию Московской консерватории», исполнила партию Адальджизы в концертном исполнении оперы «Норма» В. Беллини совместно с Ансамблем солистов «Casta Diva» и др.

 

Photo

В сезоне 2022-2023 выступила в партии Мавры Кузьминичны в опере «Война и мир» С.С. Прокофьева на сцене Национального театра Мюнхена и в партии Елизаветы Прокофьевны Епанчиной в опере «Идиот» В. Вайнберга в Вене.

В сезоне 2023-2024 исполнила партию Амелфы в опере «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова в Комише опер, в Берлине.

В сезоне 2024-2025 Ксения приняла участие в концертной программе «Романс & Нейросеть» в Новосибирске в рамках Всероссийского фестиваля «Царица песня». Дебютировала в партии Никлауса в опере «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха на сцене «Геликон-оперы». Представила концертную программу «Небесные струны. Голос и орган» совместно с органисткой Е. Кривицкой в усадьбе «Кусково» и в Калининградском кафедральном соборе.

Photo

Joint works

Певица сотрудничала со многими известными дирижерами, среди которых Дамиан Иорио, Франческо Кватрокки, Оливер Диаз, Ян Латам-Кениг, Хельмут Риллинг, Марко Боэми, Кент Нагано, Владимир Понькин, В. Юровский, Теодор Курентзис и др.

Записи на CD
Г. Берлиоз  – Романтическая симфония «Ромео и Джульетта»
В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро», партия Керубино (фондовая запись телеканала «Культура»)
И. Брамс – вокальный цикл «Прекрасная Магелона»
И. Брамс – вокальный цикл «Четыре строгих напева»

Repertoire

Оперные партии
Адальджиза («Норма», В. Беллини)
Азучена («Трубадур», Дж. Верди)
Амастрис («Ксеркс», Г.Ф. Гендель)
Амелфа («Золотой петушок», Н.А. Римский-Корсаков)
Амнерис («Аида», Дж. Верди)
Анна I («7 смертных грехов», К. Вайль)
Аннина («Кавалер розы», Р. Штраус)
Баба-турчанка («Похождения повесы», И.Ф. Стравинский)
Баба Яга («Русалка», А. Дворжак)
Бабуленька («Игрок», С.С. Прокофьев)
Ваня («Жизнь за царя», М.И. Глинка)
Варвара («Не только любовь», Р. Щедрин)
Гадалка, Настоятельница монастыря («Огненный ангел», С.С. Прокофьев)
Графиня/Полина/Миловзор («Пиковая дама», П.И. Чайковский)
Графиня Гешвиц («Лулу», А. Берг)
Далила («Самсон и Далила», К. Сен-Санс)
Дорабелла («Так поступают все», В.А. Моцарт)
Екатерина Великая («Царица», Д. Тухманов)
Елизавета Прокофьевна Епанчина («Идиот», В. Вайнберг)
Зефир («Аполлон и Гиацинт», В.А. Моцарт)
Императрица Екатерина Великая («Царица», Д.Ф. Тухманов)
Иокаста («Царь Эдип», И.Ф. Стравинский)
Иродиада («Саломея», Р. Штраус)
Кармен («Кармен», Ж. Бизе)
Кащеевна («Кащей Бессмертный», Н.А. Римский-Корсаков)
Керубино / Марселина («Свадьба Фигаро», В.А. Моцарт)
Клитемнестра («Орестея», С.И. Танеев)
Клитемнестра («Электра», Р. Штраус)
Княгиня («Чародейка», П.И. Чайковский)
Князь Орловский («Летучая мышь», И. Штраус)
Кончаковна («Князь Игорь», А.П. Бородин)
Корнелия («Юлий Цезарь», Г. Гендель)
Любава («Садко», Н.А. Римский-Корсаков)
Любаша («Царская невеста», Н.А. Римский-Корсаков)
Любовь («Мазепа», П.И. Чайковский)
Мавра Кузьминична («Война и мир», С.С. Прокофьев)
Мадам де Круасси («Диалоги кармелиток», Ф. Пуленк)
Мадам Флора («Медиум», Дж. Менотти)
Маддалена («Риголетто», Дж. Верди)
Мама Лючия («Сельская честь», П. Масканьи)
Маргарита («Четыре самодура», Э. Вольф-Феррари)
Маргрет («Воццек», А. Берг)
Марина Мнишек («Борис Годунов», М.П. Мусоргский)
Марселина («Свадьба Фигаро», В.А. Моцарт)
Марфа («Хованщина», М.П. Мусоргский)
Мать («Гензель и Гретель», Э. Хумпердинк)
Мать («Дитя и волшебство», М. Равель)
Мать («Мавра», И.Ф. Стравинский)
Мать («Солдаты», Б.А. Циммерман)
Мать Алексея/ Клавдия («Упавший с неба», С.С. Прокофьев)
Мать Генриетта («Диалоги кармелиток», Ф. Пуленк)
Мисс Квикли («Фальстаф», Дж. Верди)
Никлаус («Сказки Гофмана», Ж. Оффенбах)

Норна, Вальтраута («Гибель богов», Р. Вагнер)
Ольга, Филиппьевна («Евгений Онегин», П.И. Чайковский)
Ортруда («Лоэнгриг», Р. Вагнер)
Подточина («Нос», Д.Д. Шостакович)
Принцесса Клариче («Любовь к трём апельсинам», С.С. Прокофьев)
Ратмир («Руслан и Людмила», М.И. Глинка)
Секст («Милосердие Тита», В.А. Моцарт)
Смерть («Соловей», И.Ф. Стравинский)
Соло альта («Ромео и Джульетта», Г. Берлиоз)
Сонетка («Леди Макбет Мценского уезда», Д.Д. Шостакович)
Сузуки («Мадам Баттерфляй», Дж. Пуччини)
Теодорина («Остров Тюлипатан», Ж. Оффенбах)
Ульрика («Бал-маскарад», Дж. Верди)
Фенена («Набукко», Дж. Верди)
Филиппьевна, Ларина («Евгений Онегин», П.И. Чайковский)
Флора («Травиата», Дж. Верди)
Фрика, Вальтраута («Валькирия», Р. Вагнер)
Фрика, Эрда («Золото Рейна», Р. Вагнер)
Фругола, Старуха, Принцесса («Триптих», Дж. Пуччини)
Хивря («Сорочинская ярмарка», М.П. Мусоргский)
Эрда («Зигфрид», Р. Вагнер)

Концертно-симфонический репертуар
Р. Вагнер Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Золото Рейна» и «Валькирия»
Дж. Перголези «Stabat Mater»
И. С. Бах «Магнификат»
И. С. Бах Месса h-moll
И. С. Бах Кантаты № 109 и № 114
И. Гайдн Месса
Дж. Верди «Реквием»
В. Моцарт «Реквием»
Г. Берлиоз «Ромео и Джульетта»
Г. Гендель «Мессия»
С. Рахманинов «Всенощное бдение»
С.С. Прокофьев «Александр Невский»
П.И. Чайковский Кантата «Москва»
И. Брамс – цикл песен «Прекрасная Магелона» (в авторском стихотворном переводе)

Романсы
русских и зарубежных авторов – М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Ф. Шуберта, Р. Штрауса

Песни военных лет

Песни советских композиторов

Публикации в СМИ

"The Beautiful Ladies of Johannes Brahms and Richard Wagner."

ClassicalMusicNews 25.04.2019
Ksenia Vyaznikova: "Every singer grows as much as he is smart"
Musical Klondike 02.02.2018. 

Was good both vocally and even stage-wise....
Vladimir Oyvin. Classica.fm 21 Jan 2011

...owner of a mesmerizing mezzo-soprano...
Olga Metelkina. Vecherniy Stavropol 06 October 2016.

...voluminous and rich and dark mezzo-soprano.
Igor Koryabin. Belcanto.ru October 26, 2010.