22 октября 2024 года на сцене Концертного зала им. Архиповой открылся Московский оперный салон – проект, задуманный Арт-агентством «Премьер» как возможность для молодых оперных певцов проявить себя в исполнении сложных партий, приобрести новый опыт и пополнить свой репертуар редким материалом, а для режиссеров и художников возможность поработать с камерными музыкальными произведениями и различными сценическими площадками. Первой страницей в истории проекта стала премьера камерной оперы Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» в постановке Георгия Шилова – главного режиссера Московского оперного салона.
Заглавные партии в двух показах оперы «Моцарт и Сальери» исполнили молодые талантливые солисты, прошедшие два этапа отбора – онлайн-заявка и независимые открытые прослушивания в музыкальном зале ресторана «Публика» в Москве. На этапе онлайн-отбора было получено более 100 заявок от солистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Воронежа, Нижнего Новгорода, Уфы и Новороссийска. До этапа очных открытых прослушиваний в ресторане «Публика» в Москве были допущены 50 солистов. По результатам очных прослушиваний были определены два состава солистов (теноры – Виталий Фомин и Эрнест Сулейманов, бас/баритон – Георгий Синаревский и Александр Дуболазов), с которыми в течение месяца художественно-постановочная команда проекта готовила партии.
Звездным вокальным педагогом проекта выступил солист Геликон-оперы Дмитрий Янковский, который на протяжении всего репетиционного периода проводил для финалистов индивидуальные и групповые занятия по вокалу, посвященные детальному разбору партий. В результате подготовительного этапа (и практически 50-ти часов вокальных и режиссерских репетиций) был определен финальный состав солистов, которые исполнили премьеру 22 октября 2024 на сцене Концертного зала им. Архиповой (тенор – Виталий Фомин, баритон – Георгий Синаревский).
Художником-постановщиком спектакля выступил студент сценографического факультета ГИТИС Николай Давыдов. В сотворчестве с режиссером-постановщиком Концертный зал имени Архиповой превратился в сумрачную комнату XVIII века с антуражем готического собора. Погружение зрителей в атмосферу таинственной истории об отравлении великого композитора начиналось, как только они входили в здание концертного зала. В фойе звучал «Реквием» В.А. Моцарта, располагался портрет композитора и на дверях в партер располагалась вывеска «Прощальный зал». Художественно-декорационное оформление сцены включало в себя оформление потолка белой паутиной, витраж с изображением Моцарта в полный рост, десятки электрических свечей, стилизованную старинную мебель и посуду, десятки нотных листов, а также стол, расположенный по центру сцены, на котором, на первый взгляд, обернутый в белую ткань лежал человек. Как только зрители зашли в зал, их встретила гнетущая атмосфера и сидящая в трауре пианистка, таким образом еще до начала действия, в зале будто нависло предзнаменование будущей трагедии.
Постановка Георгия Шилова сконцентрировала в себе экспрессию, драматизм, динамику, но при этом оставила после себя чувство светлой печали. Музыка Римского-Корсакова перемешивалась с «Реквием» самого Моцарта, а звуки рояля (в исполнении Екатерины Долян) оттеняла нежная скрипка (в исполнении Григория Березовского). Этот иммерсивный прием – один из многих режиссерских экспериментов Георгия Шилова, которые удивляли зрителей на протяжении всего вечера.
Камерный показ «Моцарт и Сальери» и открытие Московского оперного салона дало возможность молодым талантливым оперным солистам пройти независимые открытые прослушивания и получить экспертное мнение от художественно-постановочной группы проекта, пополнить свой репертуар новой выученной партией, получить серию индивидуальных и групповых вокальных занятий со звездным коучем Дмитрием Янковским, поработать с талантливым режиссером Георгием Шиловым и улучшить свои актерские навыки, исполнить оперу на профессиональной сцене с полноценными декорациями и перед независимой публикой.
Арт-агентством «Премьер» продолжить создавать камерные постановки опер в рамках Московского оперного салона, к которым будет привлекать наиболее талантливых молодых специалистов в сфере музыкального театра.